Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Методический кабинет
Существует с целью осуществления методической помощи педагогам, организации консультаций, семинаров, педагогических советов. Методический кабинет оснащен нормативными документами, методической литературой, материалами передового педагогического опыта, которые систематически пополняются и обновляются. Ведется накопление познавательных материалов для консультаций, периодической печати.
Кабинет учителя – логопеда
Оборудован зеркалами, оснащен картотеками игр (на развитие речевого дыхания, мелкой моторики), предметами и сюжетными картинками по лексическим темам, картами-схемами для обучения рассказыванию и описанию предметов, шнуровками, вкладышами, мозаиками, наборами материалов для автоматизации и дифференциации звуков, авторским оборудованием. Укомплектован столами, стульями, которые соответствуют росту детей.
Комната психологической разгрузки
Это особое пространство, оборудованное специально для того, чтобы дать взрослым и детям возможность не только расслабиться и снять стресс, напряжение, но и улучшить свое эмоциональное состояние. Для детей эта комната является неиссякаемым источником возможностей для различных игр, творчества и полноценного развития. Наши дети обожают занятия в этой комнате и называют ее "волшебной".
Волшебная комната организована особым образом и наполнена различного вида стимуляторами, которые прекрасно воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и на другие органы чувств.
Мягкая мебель, спокойный приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка – вот те характеристики комнаты психологической разгрузки, которые помогают ребенку и взрослому развивать свои сенсорные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на расслабление и позитивное восприятие.
Большинство предметов оборудования, которое используется в данной комнате для занятий являются довольно необычными для детей. И это только усиливает интерес ребенка к занятиям. Что конечно же способствует более эффективному погружению детей в столь комфортную среду.
Оснащённость образовательного процесса
Материально-технические условия, обеспечивающие реализацию образовательной Программы, соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Территория дошкольного образовательного учреждения по периметру ограждена забором, также по периметру посажена полоса зеленых насаждений. МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р. п. Духовницкое имеет самостоятельный вход (выход) для детей и въезд (выезд) для автотранспорта. Имеется наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории соответствует требованиям. Детский сад находится в отдельно стоящих двухэтажных зданиях, построенных по типовому проекту (сданы в эксплуатацию по ул. Чернышевского д.6 в 1975 году, по ул. Юбилейная д.6 В в 2012 году после капитального ремонта).
Здания оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией. Отопление и вентиляция здания образовательного учреждения оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Для каждой группы имеется участок с теневым навесом и игровым оборудованием.
На территории детского сада также имеется две спортивные площадки с нестандартным игровым оборудованием.
Материально-технические условия, созданные в учреждении, соответствуют правилам пожарной безопасности дошкольного учреждения.
п/п |
НАИМЕНОВАНИЕ |
КОЛИЧЕСТВО |
1 |
Групповые помещения со спальными комнатами |
7 |
2 |
Групповые помещения без спальных комнат |
2 |
3 |
Физкультурный зал |
2 |
4 |
Музыкальный зал |
2 |
5 |
Кабинет педагога-психолога |
2 |
6 |
Кабинет учителя-логопеда |
2 |
7 |
Методический кабинет |
2 |
8 |
Кабинет заведующего |
2 |
9 |
Медицинский кабинет |
2 |
10 |
Пищеблок |
2 |
11 |
Прачечное отделение - постирочная |
2 |
12 |
Прачечное отделение-гладильная |
2 |
Групповые помещения
В состав группового помещения входят:
*раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды),
*групповая -игровая (для проведения игр, ООД, ситуаций образовательного характера и приема пищи),
*спальня,
*туалетная (совмещенная с умывальной)
Групповые помещения оборудованы современной мебелью и игровым оборудованием. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает санитарно-гигиеническим нормам, технике безопасности и принципам психологического комфорта.
Развивающая предметно-развивающая (РППС) в группах, созданная в соответствии с ФГОС ДО, способствует развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
РППС групп — содержательно-насыщенная, трансформируемая (предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации), полифункциональная (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: ширм, мягких модулей и т.п.), вариативная (наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей); доступна (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности) и безопасна (соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).
Условия медицинского обслуживания в ДОУ:
- медицинский кабинет;
- процедурный кабинет;
- изолятор.
Обеспечение безопасности ДОУ:
- круглосуточная пультовая вооружённая охрана через кнопку тревожной сигнализации;
- автоматическая пожарная сигнализация;
- запасные противопожарные выходы;
- тренировочные занятия с сотрудниками и детьми по действиям в случае ЧС;
- ограждение территории ДОУ;
- ночное освещение территории ДОУ
- В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный и физкультурный зал
В нашем детском саду созданы условия для полноценной двигательной и музыкальной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и музыкальных способностей.
Для этого оборудованы музыкальные и физкультурные залы.
В залах созданы условия для организации физкультурной и музыкально-ритмической деятельности, занятий, праздников и досугов, а также для осуществления индивидуальной работы по развитию спортивных и музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы. Музыкальные залы оснащены музыкальными центрами, пианино. Наличие музыкальных инструментов для детского оркестра способствуют развитию чувства ритма и такта. Физкультурные залы оснащены оборудованием для занятий спортом (гимнастические скамейки, мячи, обручи, кегли и т.д.). в том числе и нетрадиционным.
Объекты (центры активности, зоны) для проведения практических занятий в МДОУ «Детский сад «Колокольчик» согласно ФГОС ДО:
1. Центр познавательной активности.
Назначение: стимулирование и развитие познавательной активности; развитие системы элементарных математических, экологических, естественно-научных представлений.
В данном центре воспитанники могут знакомиться с растениями, деревьями, составлять экологические альбомы, календари. Участвовать в различных проектах. Для них организованы дидактические пособия и игры, направленные на развитие познавательных способностей. А так же организован уголок эксперементов.
2. Центр речевой активности.
Назначение: развитие всех компонентов устной речи, грамматического строя речи, диалогической и монологической форм речи.
В данном центре собраны методические пособия направленные на развитие речи. Созданы различные виды театра, подобраны дидактические игры. Для каждой возрастной группы организованы книжные уголки, детские мини — библиотеки.
3. Центр социально-коммуникативной активности.
Назначение: организация пространства для свободных видов деятельности детей, усвоения норм человеческого общежития.
В данном центре созданы уголки для сюжетно — ролевых игр, таких как: «Салон красоты», «Семья», «Больница», «Кафе», «Шофер» и др., Вместе с воспитанниками были собран альбом «Профессий», сделана мини — костюмерная.
4. Центр художественно-творческой активности.
Назначение: приобщение к художественно-эстетической культуре посредством изобразительного, музыкального и театрального искусства.
В данном центре собраны уголки: «Музыкальных инструментов» , «Театра», «Русского народного творчества». Альбомы с различными картинами русских и зарубежных художников, коллекции изображений архитектурных композиций. Созданы все условия, что бы воспитанники могли знакомится с различными видами творчества. А главное что бы каждый ребенок смог найти занятие по душе и проявить себя в любом направлении творчества.
5. Центр здоровья и физической активности.
Назначение: способствование правильному физическому развитию, создание основы для становления ценностей ЗОЖ.
В каждой возрастной группе собраны различные спортивные снаряды, которые соответствуют возрастным особенностям воспитанников. А так же имеются «Дорожки здоровья», оборудование для гимнастики и различные физкультурные пособия.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека детского сада располагается в методическом кабинете и в группах
Отдельного помещения нет, библиотека детского сада располагается в методическом кабинете и в группах.
Весь книжный фонд ДОУ разделен условно на три части.Он включает в себя: книги и журналы для воспитателя (методическая и справочная литература);
репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
книги для воспитанников;
методическая литература размещена по разделам:
«Речевое развитие»,
«Физическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Справочная литература» ( различные энциклопедии, справочники).
Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности. Дошкольное образовательное учреждение ежегодно оформляет подписку на периодическую печать (журналы «Дошкольная педагогика», «Справочник старшего воспитателя», "Справочник руководителя дошкольного учреждения", «Справочник педагога-психолога детского сада»», «Справочник музыкального руководителя»,«Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ», ).
В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Наличие оборудованных объектов спорта
В ДОУ имеется спортивные залы и спортивные площадки, центры физкультуры в группах оборудованные всем необходимым инвентарём, соответствующим правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики.
Оборудование спортивного зала составляют:
- гимнастическая стенка ;
- гимнастическая доска ;
- гимнастические скамейки;
- мишени разных типов;
- стойки и планки для прыжков;
- пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);
- тренажёры;
- комплекты лыж с ботинками на группу детей;
- скандинавские палки на грруппу детей;
– набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров;
– дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.);
– игровые детали-атрибуты (рули, нагрудные знаки).
Предусмотрено удобное размещение оборудования, чтобы дети имели возможность подходить к нему с разных сторон, не мешая друг другу.
Спортивная площадка имеет:
- яму с песком для прыжков в длину;
- стойки для игры в баскетбол;
- ворота для игры в футбол;
- бревно для равновесия;
- лабиринт;
- дорожку для бега (30м);
- мишени разных типов;
- футбольное поле .
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Единое информационно-развивающее пространство детского сада.
Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада.
Для самостоятельной деятельности детей в группах приобретены развивающие пособия, игры, конструкторы, а также предметы детского творчества. Развивающая среда дошкольного учреждения строится в соответствии с ФГОС и ФОП ДО:
адекватность среды, т.е. ее соответствие вводимым в образовательный процесс программно-методическим комплексам;
полнота среды, что предусматривает обеспечение ее содержания для всех видов деятельности ребенка и в частности речевой;
деятельностно - возрастная организация среды, что подразумевает постепенное ее обогащение и развертывание соответственно развитию возможностей детей;
динамичность, что предполагает возможность быстрого изменения среды, исходя из интересов и потребностей детей.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы организовано в виде различных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все игры и пособия доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров в группах меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группах созданы все условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели, в группах есть игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности (обручи, скакалки). Средства обучения и воспитания, используемые в ДОУ:
печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.);
электронные образовательные ресурсы; аудиовизуальные (слайды, видеофильмы);
наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
тренажеры и спортивное оборудование (шведская стенка, гимнастические скамейки).
В соответствии с Паспортом дорожной безопасности учреждением приобретаются игровые и методические пособия, посвященные тематике "Дорожная безопасность", что позволяет педагогам более эффективно проводить игровые тематические занятия. Демонстрационный материал "Соблюдай правила дорожного движения!". Демонстрационный материал позволит научить юных пешеходов правильно ориентироваться и вести себя в различных дорожных ситуациях. Его можно использовать для более углублѐнного изучения дорожных знаков и Правил дорожного движения, а также как учебное пособие при изучении курса "ОБЖ". Демонстрационный материал (плакаты) "Дорожная безопасность". Пособие для воспитателей, педагогов и родителей. Материал познакомит детей с правилами безопасности на дорогах и проезжей части: ребята еще раз вспомнят о значении светофора, пешеходного перехода, познакомятся с дорожными знаками. Демонстрационный материал "Дорожная безопасность"в наглядной форме рассказывает малышу об основных дорожных ситуациях и правилах поведения. Игровые пособия для тематических занятий "Дорожная безопасность"
Игровые пособия для тематических занятий "Дорожная безопасность" Детский игровой комплект "Азбука дорожного движения". Игра представляет собой набор легких, ярких, легко моющихся материалов по правилам дорожного движения. Обучающая игра "Азбука дорожного движения" помогает детям изучить основные правила и навыки поведения на улице, учит ориентироваться в разнообразных ситуациях на дороге. Игра способствует расширению у детей представлений об окружающем мире, развитию внимания, памяти и самоконтроля.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам
Одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебновоспитательного процесса посредством применения ИКТ (информационнокоммуникативных технологий). Воспитанники не имеют возможность работать в сети Интернет. Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет: вопервых, повысить эффективность НОД, так как: включение в НОД мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает его наглядность; использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе; компьютер позволяет включить межпредметные интеграционные процессы сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации каждому педагогу. ДОУ имеет доступ к сети Интернет. В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация: — о ДОУ и еѐ основных направлениях; — об истории и развитии ДОУ и традициях; — о воспитанниках; — о педагогических работниках. На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – информация о самообследовании, документы, регламентирующие работу ДОУ. Договор на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с оператором связи ООО Ростелеком. Координация и информационно – методическое обеспечение осуществляется заведующим ДОУ
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы ДОУ
В современном мире человеку необходим доступ к различным источникам информации, поиск, обработка и восприятие этой информации. До недавнего времени в образовательных учреждениях работали, в основном, библиотеки с одним видом информации (на печатной основе: книгами, газетами, журналами). Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации, то в арсенале современного учебного заведения должны быть видео и аудиоматериалы, компьютерные учебники, электронные словари, энциклопедии и т. д. Термины «медиа», «медиатека» в первые прозвучали в отечественной методической и педагогической литературе 1991 год. «Медиа» (мн. число) - это не только аппаратное устройства, но и носители информации, которые хранятся и распространяются отдельно от аппаратных устройств, а кроме того, собственно информация. В нашем детском саду доступ педагогов и воспитанников к Интернет - ресурсам не осуществляется. Педагогический персонал использует при проведении НОД, только мультимедийное оборудование, аудиозаписи по ПДД и ПБ, которые находятся в доступном месте методического кабинета. Роль медиатеки в ДОУ. Основа семейной медиатеки – фонд документов, включающий электронные копии печатных изданий (книг, переодики), аудио-, видеоматериалы и пр. Создавая фонд, необходимо помнить, что он должен удовлетворять интересы детей и воспитывать взрослых; содержать хрестоматии по семейной педагогике и психологи, психологи детства; педагогические, психологические энциклопедии, словари, монографии, методические и учебно-методические пособия и материалы, художественную литературу для семейного чтения и др. документы. В состав семейной медиатеки могут быть включены: мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми; мультимедийные энциклопедии, словари; развивающие и обучающие программы; собрания медиа-объектов (аудио-, видео-, мультимедиа-ресурсы и др.); коллекция проектов и итоговых мультимедийных презентаций, выполненных педагогами и родителями. Пользуясь медиатекой, дети и взрослые с помощью воспитателя (социального педагога, психолога) выбирают необходимую литературу, видеокассеты с записями художественных, учебных фильмов и мультфильмов, диски с электронными развивающими играми и пр. Общее количество ЭОР, находящихся в медиатеке составляет - 31 шт.